Мысль о том, что человек силен своей связью с землей, что родной край не только дает возможность жить и трудиться, но и формирует духовную сущность народа, красной нитью проходит через одно из центральных произведений Гавриила Харитоновича Ващенко (родился в 1928 г.) «Моe Полесье» (1971 г., коллекция НХМ РБ). В основе образного строя картины — монументально-эпическое начало, которое сказывается и в символичности общей композиции, и в ее архитектонической строгости, и в сдержанном слиянии голубого и золотисто-коричневого тонов. Необычно расположен центр картины: на втором плане — освещенный ярче, чем все остальное, берег реки, у которого привязаны лодки. Свет притягивает к себе, и взгляд скользит от группы собравшихся у переправы людей к реке, затем — к осеннему лесу за рекой и, наконец, уходит к горизонту, к небу, которое выдержано в тех же цветовых оттенках и является продолжением земной, реальной, материальной жизни. Природа в произведении имеет преимущественный характер, она определяет отношение людей к жизни, становится овеществленной лирикой их чувств, обретает символический смысл.