С традициями древней иконописи перекликается суровый аскетизм живописи, выразительность форм и классическая ясность композиции произведения Михаила Андреевича Савицкого «Партизанская мадонна (Минская)» (1978 г., коллекция НХМ РБ). Композиционно развернутый в нескольких пространственных и временных планах сюжет приобретает ярко выраженное символическое содержание, в котором образы матери и младенца превращаются в символы чистоты и стойкости белорусского народа, его веры в жизнь. Масштабности и ясности образного звучания художник добивается строгостью архитектоники, ритмики, пластики картины, убеждающей силой выражения идеи защиты жизни, непостижимым, притягательным обаянием мадонны. Связанная с художественной культурой прошлого, картина обращена в будущее.

Вокруг эмоциональной составляющей строится натюрморт Мая Вольфовича Данцига (родился в 1930 г.) «Про Великую Отечественную…» (1968 г., коллекция НХМ РБ).